
Плакаты военного времени стали настоящим оружием в борьбе с фашизмом. Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа. В первые дни войны телеграфное агентство Советского Союза взяло на себя важную миссию с помощью ярких и злободневных агитплакатов вселять уверенность в неизбежность разгрома врага.
Проект «Окна ТАСС» появился в июне 1941 и долгие 4 года поддерживал веру советских людей в Победу.
По силе своего эмоционального воздействия плакаты сравнивали с такими героическими и фундаментальными произведениями, как «Ленинградская симфония» Д. Д. Шостаковича и «Священная война» А.В. Александрова.
В 2019 году Орехово-Зуевский краеведческий музей делал выставку этих плакатов, которая пользовалась большой популярностью. Этой выставкой заинтересовался Егорьевский историко-художественный музей. Так получился совместный проект – интереснейшее собрание отсканированных цветных копий шедевров военного времени (1941–1945 гг.)
В дни празднования Великой Победы, 7 мая открывается уличная экспозиция юбилейной выставки плакатов «Окна ТАСС. Оружие Победы» на 14-ти выставочных стендах на Соборной площади города Егорьевска.
А мы размещаем их уже сейчас, на сайте и страницах соц. сетей нашего музея. Также, мы будем выкладывать небольшие аннотации об авторах плакатов. Ждем Вас у нас в интернете, а затем и в музее и на выставках!
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура

Редакция-мастерская по выпуску военно-оборонного плаката “Окно ТАСС” была создана 25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны. Она разместилась в помещениях художественных салонов на Кузнецком Мосту.
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура #зимавподмосковье #вов #75летпобеды #совинформбюро

Агитационные плакаты военной тематики, выпускавшиеся вручную, трафаретным способом, без использования каких-либо технических средств. Были созданы по образцу “Окон сатиры РОСТА”, выпускавшихся в годы Гражданской войны.
· Коллектив художников, в который входило свыше 560 человек.
· Узнаваемый “брусковый” шрифт, разработанный художником Виктором Масленниковым.
· Работа в три смены и до 1000 экземпляров плакатов ежесуточно.
· Строгий регламент: в авторских плакатах должно было быть использовано не более 10 цветов, а время, разделявшее изготовление оригинала и выход готового плаката, не превышало 24 часов.
· 15 млн экземпляров плакатов, выпущенных за годы существования редакции, с 25 июня 1941 года по 29 декабря 1946 года.
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура #зимавподмосковье #вов #75летпобеды

Первый тираж “Окон ТАСС” (8 оригинальных плакатов, 308 экземпляров) был выпущен и расклеен на улицах Москвы 27 июня.
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура #вов #75летпобеды #окнатасс

После разгрома фашистов под Москвой по просьбе Комитета партизанского движения “Окна ТАСС” стали выходить в формате небольших листовок 30 х 20 см, чтобы активно распространяться участниками партизанских отрядов.
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура #вов #75летпобеды #окнатасс

“Багаж” партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и… плакаты, листовки, “Окна ТАСС“. Последний груз – один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага “Окон ТАСС” чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции
Письмо партизана “САШИ”
#museumoz#КультураРФ#ореховозуевскийгородскойокруг#нашеореховозуево#минкультмо#нацпроекткультура#вов#75летпобеды#окнатасс


Окна Тасс — масштабный проект, ежедневно над созданием агитационных советских плакатов и листовок принимало участие почти 208 человек. Художники и литераторы работали круглые сутки, выступая в ночные смены. На первый взгляд, задача была простая — выпустить плакат на актуальную новость или тему. Но сделать это нужно было срочно, чтобы уже через сутки, максимум через трое, на улицах городов и деревень висели яркие информационные листы. Учитывая, что типографии не справлялись с поточными заданиями, все плакаты «размножали» вручную.
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура #вов #75летпобеды #окнатасс


При этом главный акцент «
Окна ТАСС» делали на борьбе с врагом. Мобилизационные призывы, рассказы о героических поступках советских воинов и партизан, предупреждения о недопустимости предательства. И самым мощным оружием в «плакатной» борьбе стали юмор и жесткая сатира. Участниками проекта были советские карикатуристы, которые едко и безжалостно высмеивали малейшие промахи врага, выставляли немецких солдат и руководство вермахта в неприглядном виде. Здоровая злость помогала советским людям сражаться на фронте, работать без устали на заводах и производить продукты питания в тылу.
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура #вов #75летпобеды #окнатасс

Впервые «
Окна ТАСС» были выставлены в Москве 27 июня 1941 г. в витрине на Кузнецком мосту, 20 (выставочный зал Оргкомитета Союза художников СССР). На следующий день в газете «Труд» появилась статья С. Нариньяни— в ней рассказывалось, что группа московских писателей и художников, следуя славной традиции «Окон сатиры РОСТА» В. Маяковского, приступила к созданию «Окон
ТАСС» — немедленного оперативного отклика, информации о стремительно развивающихся событиях войны. В первые месяцы тексты к «
Окнам» создавались коллективно литературной бригадой московских поэтов, в которую первоначально входили Н. Адуев, А. Арго, С. Кирсанов, А. Раскин, А. Рохович, М. Слободской; вскоре в работу бригады включились С. Маршак, Демьян Бедный и О. Брик. Из первых двухсот номеров «Окон
ТАСС» более половины вышли с текстами литбригады.
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура #вов #75летпобеды #окнатасс

«Окна ТАСС» — органическое единство меткого поэтического слова с выразительным, запоминающимся рисунком. Вместе с литбригадой в мастерской работала группа художников: М. Черемных, А. Радаков, Н. Денисовский (участвовавшие еще вместе с Маяковским в «Окнах сатиры РОСТА»), Б. Ефимов, А. Бубнов, Н. Долгоруков, Г. Савицкий. В дальнейшем круг писателей и художников, работавших в «Окнах ТАСС», значительно расширился. Некоторые из ранних номеров «Окон ТАСС» вышли первоначально в одном экземпляре. Это были в сущности картины, писанные маслом на холсте художниками Г. Савицким (№ 4), П. Малышовым (№ 6), А. Бубновым (№ 7). Картина выставлялась в витрине на стульях, мольберте и т. п., наверху к правому углу прикреплялась планшетка с надписью «Окно ТАСС», номер такой-то, текст прикреплялся внизу, под картиной. В дальнейшем, по мере расширения производственной мастерской, все плакаты стали размножаться с помощью трафаретов, и тиражи их росли из месяца в месяц.

Если в первые дни войны «
Окна ТАСС» выпускались по существу самодеятельным коллективом поэтов и художников, то с начала 1942 г. при Телеграфном агентстве СССР организуется мастерская «Окон
ТАСС», возглавляемая Н. Денисовским и П. Соколовым-Скаля. Более 80 поэтов и 130 художников были привлечены к работе в этом своеобразном издательстве. В подавляющем большинстве литературные тексты писались специально для «Окон
ТАСС», но бывали случаи, когда брались стихи, уже напечатанные в центральных газетах (например, «Поединок» С. Щипачева, «Убей его» К. Симонова, «Русская женщина» М. Исаковского, ряд стихотворений С. Маршака и др.). За время войны было выпущено свыше 1200 «Окон
ТАСС». «Окно», посвященное победе и вышедшее 12 мая 1945 г., было помечено № 1243—1244. Однако установить точно количество вышедших «Окон» пока не удалось, так как в конце 1941 г. и начале 1942 г. «
Окна ТАСС» издавались и в Москве, и в Куйбышеве, куда в октябре 1941 г. эвакуировалась часть редакции. Чтобы устранить начавшуюся путаницу в нумерации, в эти месяцы «
Окна» стали выходить только с датами, без номеров.
#museumoz#КультураРФ#ореховозуевскийгородскойокруг#нашеореховозуево#минкультмо#нацпроекткультура#вов#75летпобеды#окнатасс
Позже мастерская «
Окна ТАСС» организовала на типографской базе выпуск лучших «Окон», доведя их тиражи до нескольких десятков тысяч экземпляров. За время войны мастерская выпустила плакатов способом трафарета около 1250, светобюллетеней «Последние известия» — 74 737, плакатов, сделанных способом шелкографии — 25 748, литографских плакатов — 1 050 130. Кроме того, выпускались диафильмы с тематически подобранных плакатов. Среди них большую популярность завоевали «Народные мстители», «Советская женщина в Отечественной войне» и др.
#museumoz#КультураРФ#ореховозуевскийгородскойокруг#нашеореховозуево#минкультмо#нацпроекткультура#вов#75летпобеды#окнатасс

Некоторые «
Окна ТАСС» выходили открытками и в виде красочных диапозитивов, которые развешивались в железнодорожных вагонах. Разнообразный круг вопросов и тем в «
Окнах
ТАСС» органически вытекал из политических задач, выдвигаемых Коммунистической партией на определенных этапах войны. «
Окна ТАСС» — это лаконичная, эмоциональная, действенная агитация, которая информировала о ходе войны, вселяла в народ уверенность в правоте нашего дела, мобилизовала советских людей на борьбу с фашистским агрессором.
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура #вов #75летпобеды #окнатасс

«
Окна ТАСС» можно разделить на две основные группы: героические и сатирические. В сатирических «
Окнах» первого периода войны, разоблачавших Гитлера и его приспешников, был использован жанр памфлета. Характерным в этом отношении является «Окно» № 5 (текст литбригады, худ. М. Черемных) — «Чего Гитлер хочет и что он получит». Это многокадровое «Окно» было сделано в текстовой и графической манере «Окон сатиры РОСТА». Первой и главной мишенью сатиры наряду с Гитлером стали и другие правители фашистской Германии: Геринг, Геббельс, Риббентроп, а также их союзники и приспешники: Муссолини, Лаваль, Антонеску, Квислинг, Хорти и др. Разоблачению «гитлериады» во всех ее проявлениях посвятил немало разящих памфлетов и басен мастер этого жанра Демьян Бедный. Даже заголовки его «Окон» с броскими, язвительными текстами попадали не в бровь, а в глаз: «Гитлеровское орудие — цепи и словоблудие», «Фашистская ворона, или Эрзац-Пава», «Гитлериада (краткая биография фашистского гада)», «Кому — война, кому — доходы», «Подлую тварь — на фонарь» и др. За годы войны по его текстам было создано свыше ста «Окон
ТАСС». Большой, разнообразный опыт в области сатирической поэзии поставил Демьяна Бедного в первую шеренгу идеологических бойцов с немецким фашизмом.
#museumoz#КультураРФ#ореховозуевскийгородскойокруг#нашеореховозуево#минкультмо#нацпроекткультура#вов#75летпобеды#окнатасс

Плодотворно участвовал в создании сатирических «Окон
ТАСС» С. Маршак. Широкую известность получили его плакат о партизанах «Долг платежом красен» («Окно» № 191) и памфлеты: «Аттестат зверости» («Окно» № 177) и «Юный Фриц» («Окно» № 307). В этих плакатах достигнуто органическое единство мастерства поэта и художников- карикатуристов Кукрыниксов. Текст «
Окна» № 177 в несколько измененном виде позже вошел в собрание сочинений писателя под названием «Юный Фриц, или Аттестат зверости». Меткое слово С. Маршака мы встречаем и в «Нашей азбуке». К этому сатирическому жанру, созданному в свое время Маяковским, обращалась еще в первые месяцы войны литбригада, а с начала 1943 г. автором текстов «Наша азбука» становится С. Маршак
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура #вов #75летпобеды #окнатасс

Жанровое разнообразие плаката зависело от идеи, определяющей его содержание. В первые месяцы войны выходили «
Окна» с патриотическими призывами стать на защиту Родины, быть бдительными, бороться с беспечностью и расхлябанностью, крепить единство фронта и тыла. Немало «Окон» посвящалось и самоотверженным подвигам первых героев: капитана Гастелло, летчика-истребителя Талалихина, лейтенанта Сабашникова и др. Когда зимой 1941/42 г. наша армия стала освобождать от врага города и села Московской области и когда обнаружилась страшная картина народного бедствия, «
Окна» стали разоблачать преступления фашистских оккупантов. От этапа к этапу войны «
Окна» отражали все важнейшие события: борьбу городов- героев Одессы, Ленинграда, Севастополя, битву под Москвой, Сталинградскую эпопею, изгнание фашистов с советской земли, освобождение нашей армией стран, оккупированных фашистской Германией. Создатели «Окон
ТАСС» использовали также в своей работе образы героической воинской славы прошлого, высказывания великих полководцев: Александра Невского, Суворова, Кутузова Привлекалось для воодушевления воюющего народа патриотическое слово наших прославленных поэтов и писателей: Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Некрасова, Горького, Маяковского.
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура #вов #75летпобеды #окнатасс

Распространение «Окон
ТАСС» велось очень широко: они рассылались по подписке, отправлялись в армию, вывешивались на улицах городов, железнодорожных станциях, на военно-стратегических дорогах, в цехах заводов и фабрик, в колхозах, МТС, клубах. «
Окна ТАСС» проникали и на территории, занятые оккупантами. Так, например, известно, что «
Окна» вывешивались в Витебске, Воронеже, Харькове, оккупированных гитлеровцами!
#museumoz #КультураРФ #ореховозуевскийгородскойокруг #нашеореховозуево #минкультмо #нацпроекткультура #вов #75летпобеды #окнатасс

Ночь. На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов и “
Окна ТАСС“. Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы. Можно представить себе, какой ужас овладел фашистами, когда в деревне М. они обнаружили на улице трех своих убитых солдат с приколотыми к их трупам плакатами “Собаке—собачья смерть”. Однажды, увидев утром расклеенные по деревне “Окно
ТАСС“, немцы так перепугались, что объявили боевую тревогу. Бывали случаи, когда фашисты из автоматов расстреливали плакаты… Лишенное советского радио, советской печати, население сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов. Тексты советских плакатов и карикатур легко запоминаются, рисунки художников точны и правдивы, поэтому все попытки германской пропаганды подделать советские плакаты, поместить под скопированными советскими рисунками фашистский текст (как они делали с “Боевыми листками”) — обречены на провал…»
#museumoz#КультураРФ#ореховозуевскийгородскойокруг#нашеореховозуево#минкультмо#нацпроекткультура#вов#75летпобеды#окнатасс

В расположение войск противника забрасывались диафильмы, созданные по тематически подобранным «
Окнам
ТАСС». Работники мастерской, как писал П. Соколов-Скаля, выезжали и в Действующую армию, где выпускали «
Окна ТАСС». Специальные «
Окна» посвящались героическим гвардейским частям, наступательному порыву Красной Армии. В другой статье художник вспоминает: «Мне пришлось бывать на фронте, и там
видел я наши плакаты в землянках, в блиндажах, в окопах, просто на дереве в лесу или на телеграфном столбе у фронтовой дороги. Но, пожалуй, ярче всего запомнилось вот что: танк, через минуту он отправляется в бой. Танкист открывает крышку люка и влезает внутрь. Танк разворачивается, и я вижу на его броне мой плакат..
#museumoz#КультураРФ#ореховозуевскийгородскойокруг#нашеореховозуево#минкультмо#нацпроекткультура#вов#75летпобеды#окнатасс

Окна ТАСС» распространялись и за границей: в Англии, США, Латинской Америке, Южно-Африканском Союзе, Иране, Ливии, Китае, Египте, Новой Зеландии, Австралии, Швеции, Индии, Афганистане, Сирии, Турции. В информационно-отчетной записке Н. Денисовского от 26 апреля 1944 г. читаем: «Один капиталист из Америки прислал письмо в ВОКС с просьбой подписать его на плакаты “
Окна ТАСС“, мотивируя свой заказ тем, что, хотя он и не разделяет точку зрения той идеологии, которая проводится в этих плакатах, однако они поднимают производительность труда его рабочих, что с чисто коммерческой точки зрения ему чрезвычайно выгодно». В Англии тексты «Окон
ТАСС» переводились на английский язык и печатались в значительно уменьшенном формате большими тиражами. В годы войны было организовано несколько выставок «Окон
ТАСС» как в нашей стране, так и через ВОКС за рубежом. Выставки эти пользовались большой популярностью. «В Кашгаре после осмотра выставки “
Окна ТАСС” в советское консульство явилось 12 китайцев и подали заявление о приеме их добровольцами в ряды Красной Армии»
#museumoz#КультураРФ#ореховозуевскийгородскойокруг#нашеореховозуево#минкультмо#нацпроекткультура#вов#75летпобеды#окнатасс

🎉 Все для Победы!!! 🎉
29 апреля до поздней ночи на главной площади нашего города продолжался монтаж выставки к Юбилею Победы “Окна ТАСС“. Эта выставка – совместный проект Егорьевского историко-художественного музея и Орехово- Зуевского городского краеведческого музея, предоставившего сохранившиеся в фондах копии плакатов военного времени.
📣 Проект “Окна ТАСС” появился в июне 1941 г. и долгие 4 года помогал солдатам и мирным жителям поддерживать веру в победу. Художники и литераторы, резчики и печатники работали дни и ночи размножая 1250 разных плакатов вручную.
📣 Советские плакаты были таким же грозным оружием как винтовки и автоматы. Их называли третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа. С помощью юмора и жесткой сатиры художники карикатуристы едко и безжалостно высмеивали врага.
📣 Авторами плакатов были знаменитые Кукрыниксы, Михаил Черемных, Петр Котов и др. Тексты и стихотворения писали Демьян Бедный, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак. Здоровая злость помогала советским людям сражаться на передовой, работать без устали на заводах и производить необходимую фронту продукцию в тылу.
⭐ Сегодня плакаты Великой Отечественной войны – редкие и ценные артефакты.
#оружиепобеды #егорьевскиймузей #культМО #культмо #егорьевск #юбилейвеликойпобеды #75летвеликойпобеде #75летиевеликойпобеды #выставкаокнатаас #окнатаас #егорьевскиймузейонлайн #музейонлайн #работаемвсегда #интересныйегорьевск #онлайнтуризм #общаемсяонлайн #виртуальныйтуризм