Марьяна Медник: Большое и малое.

Byozmuseum

Марьяна Медник: Большое и малое.

Выставка будет проходить в городском выставочном зале с 20.02 по 12.03.

Художник Марьяна Владимировна Медник (1942–2016) жила в ту недавнюю, казалось бы, эпоху, когда изобразительное искусство было по-настоящему востребовано обществом.

Старшее поколение помнит словосочетание «промышленная графика» и организацию, которая так и называлась — «Промграфика»: это было профессиональное объединение, созданное в 1954 г. при Московском Союзе художников как подразделение Комбината графических искусств (КГИ). Был ещё Комбинат декоративно-оформительского искусства (КДОИ). «Промграфика» занималась разработкой фирменного стиля, оформлением продукции того или иного предприятия, логотипами — то есть всем тем, что сегодня почти целиком относится к области компьютерного дизайна, а тогда делалось вручную. На художественных советах обсуждалась каждая деталь будущего изображения, звучала критика, иногда абсурдная — если дело касалось советской идеологии, но чаще аргументированная. Это помогало мастерам совершенствоваться в своём деле. Область промышленной графики была очень широка: рисунки для ткани и обоев, посуды, мебели, не говоря уже о продукции фабрик и заводов.

К сожалению, готовая продукция очень часто отличалась от утверждённых образцов, была значительно менее красива, поскольку технологии или устаревшее оборудование не позволяли воплотить авторский замысел. Но тем ценнее немногие сохранившиеся образцы промышленной графики, исполненные непосредственно авторами.

Марьяна Медник работала на фабрике «Новая заря», создавала художественные решения упаковок для духов. По счастью, сохранились её эскизы и даже несколько целых коробок, выклеенных ею — всё руками, разумеется, это ведь докомпьютерная эра. По этим материалам можно представить себе процесс изготовления упаковки почти «от и до», исключая разве что последнюю, технологическую стадию. Благодаря этой деятельности Марьяна пришла к миниатюре и стала одним из немногих работающих в этом жанре мастеров — возможно, единственным. Изысканные крошечные произведения, составляющие значительную часть её наследия, радуют глаз разнообразием подходов, стилей, решений, но в их основе всегда — представление о красоте, образованность и любовь к культуре, к её языку.

Параллельно Марьяна Медник мечтала писать большие полотна, стать полноценным мастером-станковистом. В этой области она порой испытывала затруднения: станковая живопись давалась ей с трудом, ведь мышление миниатюриста и станковиста отличаются друг от друга примерно так же, как формы литературы — поэзия и проза. Однако ей удалось освоить и эту художественную форму. Она пробовала разные изобразительные языки, и потому на её картинах можно найти приёмы наивного искусства, соединённые с классически живописными, которые она то как будто забывала, а то вспоминала снова. Несколько лет подряд Марьянна писала натюрморты в

манере, которая так и осталась между разными стилями, как некая точка сборки школьного и любительского начал в искусстве.

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), во многих музеях России, в частных коллекциях находятся сейчас её работы, отличающиеся изяществом, лёгкостью, разнообразием мотивов. Только тема в них одна: красота мира. Здесь нет никакой социальности, никакого надрыва, ничего критического. Женщины, дети, цветы, иногда фантастические города, очень часто орнаменты — вот творческий репертуар Марьяны Медник, в котором она реализовала потребность собственной души в прекрасном, гармоничном, ясном и чистом. Она не художник-психолог, она вообще не тот художник, который фиксирует или отражает жизнь. Её мир чаще всего придуман, оттого ещё более хрупок и беззащитен.

Жизнь ставит перед нами жёсткие вопросы, и каждый должен на них отвечать. Очень часто люди ломаются, начинают лгать, притворяться, подличать, что ведёт к умножению зла — от слабости, а не от желание сделать злое. Марьяна Медник жила так же трудно, как большинство из нас, а может, и труднее, но об этом умолчим. Она оставалась простодушной и прямодушной, а «проверку на вшивость» в её случае я представила бы так: жизнь бросает вызов, а маленькая женщина стоит лицом к лицу с вихрем и держит в руках стопочку картинок с яркими цветами. И вихрь бессилен их разметать. Её маленький ответ оказался очень большим, потому что она сумела сохранить своё искусство в чистоте, ничем не замутнённым. И себя она сохранить тоже сумела, а это не всякому удаётся: множество более удачливых, здоровых, сильных, счастливых, состоятельных людей не могут похвастаться таким итогом.

Теперь понятно, что ей удалось больше, чем она себе представляла.

#museumoz#КультураРФ#ореховозуевскийгородскойокруг#нашеореховозуево#культурамо#минкультмо#нацпроекткультура#зимавподмосковье#выставочныйзал

About the Author

ozmuseum administrator